С конца пятидесятых годов на вооружение армий ряда стран начали поступать легкие малогабаритные автомобили- транспортеры упрощенной конструкции. Необходимость создания подобных машин диктовалась, в первую очередь, потребностью аэромобильных войск в компактных транспортных средствах, приспособленных к перевозке по воздуху существовавшими тогда образцами авиационной техники (вертолетами), технические характеристики которых не позволяли с удовлетворительной эффективностью транспортировать стандартные образцы армейской автомобильной техники.
Первым подобным автомобилем стал созданный в США фирмой Willis транспортер M274, впоследствии сходные по конструкции машины появились и в других западных странах.
Созданный в СССР автомобиль, получивший армейское обозначение ТПК (транспортер переднего края), был предназначен для многоцелевого использования в аэромобильных подразделениях, а также в мотострелковых частях - для эвакуации раненых с переднего края.
Машина базировалась на узлах и агрегатах коммерческого автомобиля повышенной проходимости ЛуАЗ-969 и выпускалась Луцким автозаводом серийно под обозначением ЛуАЗ-967.
Транспортер, отличающийся очень малыми габаритами, имеет водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигатель МеМЗ-967А. Характерной особенностью автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении. Справа и слева от водительского сиденья установлены сиденья для пассажиров.
ЛуАЗ-967 имеет привод на все колеса, причем на задние - отключаемый. Машина способна преодолевать подъемы крутизной до 58%, а также переплывать спокойные водоемы. Движение на плаву осуществляется за счет вращения колес.
В состав оборудования автомобиля входят тент, специальные трапы, используемые для облегчения преодоления труднопроходимых участков местности, а также лебедка с тяговым усилием 200 кг.
В процессе серийного производства машина была модернизирована. Заводское обозначение модернизированного образца - ЛуАЗ-967М.
В конце восьмидесятых годов Луцким автозаводом был изготовлен опытный образец трехосного транспортера на базе ТПК (по типу британской машины SUPACAT). Автомобиль имел три ведущие оси, расстояние между осями было одинаковым. Корпус машины представлял собой удлиненный корпус ТПК. Этот автомобиль не выпускался серийно.
колесная формула | 4x4 |
вместимость | 3 места для сидения или одно место для водителя и два места на носилках |
снаряженная масса | 950 кг |
полная масса | 1350 кг |
габариты | 3682x1712x1580 мм |
дорожный просвет | 285 мм |
колея передняя задняя |
1352 мм
1320 мм |
база | 1800 мм |
скорость на шоссе | 75 км/ч |
скорость на плаву | 3 км/ч |
двигатель | карбюраторный,
возд. охлаждения |
рабочий объем | 1197 см 3 |
мощность | 37 л.с. |
|
|