После 1945 года в Советской Армии продолжал эксплуатироваться джип ГАЗ-67Б, созданный еще в 1944 году. Он имел малую вместимость, что ограничивало тактические возможности машины.
В 1952 году Горьковский автозавод приступил к серийному выпуску нового джипа, получившего обозначение ГАЗ-69. Автомобиль имел восьмиместный двухдверный открытый кузов, закрывавшийся тентом. Одно пассажирское сиденье было установлено рядом с сиденьем водителя, остальные пассажиры размещались на скамьях вдоль бортов. Внешнее оформление машины было выполнено в стиле американских коммерческих автомобилей сороковых годов, что выделяло ГАЗ-69 в ряду отечественных и зарубежных автомобилей аналогичного назначения, имевших кузова предельно простой конструкции.
Все агрегаты машины крепились на раме с лонжеронами замкнутого сечения и шестью поперечинами. Джип оснащался двигателем ГАЗ-20. Все мосты - ведущие. В трансмиссию включена раздаточная коробка без прямой передачи. Межосевой дифференциал отсутствовал, задний мост имел неблокируемый межколесный дифференциал. Установлены шариковые шарниры равных угловых скоростей типа "Бендикс-Вейсс". Подвеска всех колес - зависимая рессорная.
В 1953 году был начат выпуск пятиместной модификации джипа - ГАЗ-69А. Автомобиль имел четырехдверный кузов и компоновку пассажирского салона, аналогичную применяемой на обычных легковых автомобилях.
Горьковский автозавод выпускал машины обеих модификаций до 1956 года, когда производство ГАЗ-69/69А было передано в Ульяновск.
Автомобиль производился до 1972 года, в 1969 году он был модернизирован - на нем были установлены передний и задний мосты от легкого грузовика УАЗ-452.
Джип послужил базой для создания ряда специальных армейских автомашин, в частности, автомобиля радиационной и химической разведки ГАЗ-69рх и пусковой установки 2П26 противотанкового ракетного комплекса 2К15 "Шмель". Имелась модификация с экранированным электрооборудованием ГАЗ-69Э. На ее базе выпускалась радиомашина, а также автомобили-топопривязчики ГАЗ-69Т, ГАЗ-69ТГ, ГАЗ-69ТГМ и ГАЗ-69ТГМ2. В инженерных войсках машина использовалась для установки на ней дорожного индукционного миноискателя ДИМ.
ГАЗ-69 получил широкое распространение в Вооруженных Силах СССР и в больших количествах поставлялся на экспорт.
ГАЗ-69 | ГАЗ-69А | |
колесная формула | 4x4 | 4x4 |
вместимость | 8 человек | 5 человек |
масса | 1525 кг | 1535 кг |
габариты | 3850x1850x2030 мм | 3850x1750x1920 мм |
колея | 1440 мм | 1440 мм |
база | 2300 мм | 2300 мм |
дорожный просвет | 210 мм | 210 мм |
скорость | 90 км/ч | 90 км/ч |
запас хода | 430 км | 430 км |
двигатель | карбюраторный, жидкостного охл. | карбюраторный, жидкостного охл. |
число цилиндров | 4 | 4 |
рабочий объем | 2111 см3 | 2111 см3 |
мощность | 55 л.с.
при 3600 об/мин |
55 л.с.
при 3600 об/мин |
![]() |
![]() |