Специальные плавающие шасси БАЗ-5921 и БАЗ-5937 создавались для монтажа на их базе элементов конкретных систем оружия и имеют принципиально идентичные конструктивные решения. Различия в их конструкциях обусловлены различиями в устанавливаемом на них оборудовании. Созданы машины в семидесятые годы.
Силовой агрегат обоих шасси представлен дизельным двигателем 5Д20Б-300 большой мощности. Схемы трансмиссии также одинаковы, выполнены с применением бортовой схемы раздачи потока мощности и включают в себя механическую коробку перемены передач, раздаточную коробку с межбортовым дифференциалом, бортовые передачи. Обе машины трехосные, оси расположены на равных расстояниях друг от друга. Все колеса ведущие, односкатные с широкопрофильными шинами переменного давления. Изменение давления воздуха в шинах осуществляется посредством централизованной системы. Подвеска всех колес независимая торсионная. Колеса первой и третьей пар - управляемые. Движение машин на плаву осуществляется за счет применения двух водометных движителей.
Шасси БАЗ-5937 является базой для пусковой установки 9А33 самоходного ЗРК 9К33 "Оса". Антенный пост и совмещенные с ним направляющие ЗУР смонтированы в грузовом отделении, расположенном в средней части машины. Двигатель размещается в кормовой части корпуса автомобиля. Экипаж машины 5 человек. Впоследствии, с появлением новых модификаций ЗРК, появилась обновленная модификация машины, получившая обозначение БАЗ-5939, экипаж которой уменьшился до двух человек. В состав зенитно-ракетного комплекса "Оса" входит также машина обслуживания БАЗ-5938. Ее конструкция идентична конструкции БАЗ-5937 за исключением того, что в грузовом отделении не установлено оборудование для запуска ракет.
БАЗ-5921 служит основой мобильного ракетного комплекса тактического назначения 9К79 "Точка". В состав комплекса входят два автомобиля - пусковая установка (9П129) и транспортно-заряжающая машина. Обе имеют вместительное грузовое отделение, занимающее значительную часть корпуса. Между грузовым отделением и кабиной управления располагается двигательный отсек. В грузовом отделении пусковой установки смонтирована направляющая с механизмом изменения угла возвышения, на которой может транспортироваться одна ракета. В походном положении направляющая с ракетой установлена горизонтально, при этом грузовое отделение закрывается сверху двумя створками. В боевом положении створки раскрыты и направляющая установлена под требуемым углом возвышения.
Конструкция ТЗМ идентична конструкции пусковой установки, за исключением того, что в грузовом отделении вместо направляющей находятся два ложемента для транспортируемых ракет и стрела подъемного крана, предназначенная для перегрузки ракет на пусковую установку.
В конце восьмидесятых годов на вооружение поступил модернизированный ракетный комплекс 9К79-1 "Точка-У". Пусковая установка, вошедшая в его состав, имеет заводское обозначение БАЗ-5922.
колесная формула | 6x6 |
полная масса | 17800 кг |
грузоподъемность | 7200 кг |
скорость на суше | 70 км/ч |
скорость на плаву | 8 км/ч |
запас хода | 650 км |
двигатель | дизельный,
жидкостного охл. |
мощность | 300 л.с. при 2600 об/мин |
![]() |
![]() |