В начале шестидесятых годов Вооруженные Силы пожелали установить ряд разрабатывавшихся в то время мобильных систем тяжелого оружия на колесном шасси.
Для решения этой задачи потребовалось создать несколько новых образцов автомобильной техники, обладавших повышенными возможностями, так как существовавшие тогда автомобили не годились для монтажа на их базе тяжелых элементов этих комплексов вооружений (пусковых установок, больших аппаратных модулей и т.п.). Технические данные создававшихся автомашин являлись функцией массово-габаритных характеристик того оборудования, которое предполагалось установить на их шасси.
Примером подобных машин стало созданное в Специальном конструкторском бюро московского автозавода им. Лихачева семейство четырехосных автомобилей ЗиЛ-135.
Первой модификацией семейства был созданный в 1961 году автомобиль ЗиЛ-135К. Машина имела четыре ведущих оси. Колеса не имели упругой подвески - амортизация обеспечивалась упругостью шин. Первая и четвертая пары колес были сделаны управляемыми. Благодаря такому решению машина обладала очень высокой проходимостью, так как при повороте все колеса находились практически в одной колее. Автомобиль оснащался системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах.
Силовая установка состояла из двух карбюраторных двигателей ЗиЛ-375Я, аналогичных устанавливаемым на грузовиках Урал-375Д. Двигатели размещались в передней части машины под значительно вынесенной вперед кабиной управления. Каждый двигатель приводил через гидромеханическую трансмиссию колеса одного борта.
Автомобиль производился серийно Брянским автозаводом с 1961 года. На его шасси была создана пусковая установка противокорабельной ракеты С-5.
В 1962 году был построен автомобиль ЗиЛ-135Л. В отличие от ЗиЛ-135К он имел укороченную колесную базу, а также независимую торсионную подвеску колес первой и четвертой осей. Диаметр колес также был увеличен. Несколько изменилась компоновка машины - двигатели теперь монтировались между первой и второй осями. На машину была установлена кабина иной, чем у ЗиЛ-135К конструкции, выполненная из неметаллического материала.
На базе ЗиЛ-135Л были созданы модификации ЗиЛ-135ЛМ и ЗиЛ-135ЛТМ, имевшие механическую трансмиссию вместо гидромеханической. Эти машины выпускались серийно в Брянске с конца 1963 года. Они послужили основой для пусковых установок и транспортно-заряжающих машин ракетного комплекса тактического назначения 9К52 "Луна-М" (ПУ 9П113 и ТЗМ 9Т29) и РСЗО 9К57 "Ураган" (ПУ 9П140 и ТЗМ 9Т452). В восьмидесятые годы ЗиЛ-135ЛМ был модернизирован и получил обозначение ЗиЛ-135ЛМП.
В 1965 году на базе узлов и агрегатов ЗиЛ-135Л был построен и испытывался тяжелый плавающий автомобиль ЗиЛ-135П с кузовом из стеклопластика.
В 1968 году на базе ЗиЛ-135Л была выпущена малая партия бортовых автомобилей БАЗ-135Л4.
Брянский автозавод, взяв за основу конструктивные решения автомобиля ЗиЛ-135, построил в семидесятых годах плавающую четырехосную машину, послужившую базой для самоходного понтонного парка.
Конструкция ЗиЛ-135К также с течением времени подверглась изменениям. Вместо двух карбюраторных двигателей ЗиЛ-375 на машину стали устанавливать один дизель ЯМЗ-238Н. Соответственно была изменена трансмиссия - в ее схему была включена раздаточная коробка с межбортовым дифференциалом. Также на автомобиль была установлена кабина увеличенной вместимости. Новая машина поучила индекс ЗиЛ-135МБ и стала выпускаться серийно под обозначением БАЗ-135МБ. На ее шасси монтировались пусковые установки противокорабельного ракетного комплекса "Редут" и комплекса воздушной разведки "Рейс". Позднее на основе БАЗ-135МБ был выпущен бортовой автомобиль БАЗ-135МБК.
ЗиЛ-135ЛМ | ЗиЛ-135МБ | |
колесная формула | 8x8 | 8x8 |
грузоподъемность | 9000 кг | 9800 кг |
масса | 10500 кг | |
полная масса | 21400 кг | |
скорость | 70 км/ч | 65 км/ч |
габариты | 9270x2800x2530 мм | |
дорожный просвет | 580 мм | |
колея | 2300 мм | |
база | 6300 мм | |
двигатели | два карбюраторных, жидкостного охл. |
дизельный,
жидкостного охл. |
число цилиндров | 8 | |
рабочий объем | 7000 см 3 | |
мощность | 2x175 л.с.
при 3200 об/мин |
300 л.с. |
|
|