Тяжелый двухосный тягач МАЗ-538 получил распространение, главным образом, в инженерных войсках.
МАЗ-538 оснащен двенадцатицилиндровым V-образным дизельным двигателем Д12А-375, аналогичным применяемому на четырехосном тягаче МАЗ-535. Для передачи крутящего момента от двигателя к колесам служит гидромеханическая трансмиссия, состоящая из гидротрансформатора, коробки перемены передач, двухступенчатой раздаточной коробки с реверсом и двух ведущих мостов.
Конструкция раздаточной коробки позволяет машине передвигаться как вперед, так и назад с одинаково высокой скоростью (45 км/ч). Ведущие мосты имеют колеса большого диаметра с широкопрофильными шинами постоянного давления с рисунком протектора типа "косая нерасчлененная елка", обеспечивающим высокие показатели опорно-сцепной проходимости.
Машина выпускалась серийно Курганским заводом колесных тягачей. В процессе производства была модернизирована, в частности, получила более мощный двигатель Д12А-525 мощностью 525 л.с. Усовершенствованный вариант получил обозначение КЗКТ-538Д.
Различные модификации МАЗ-538 послужили базой для создания инженерных машин ПКТ, ПКТ-2, БКТ и ТМК-2.
Путепрокладчик - колесный тягач ПКТ используется для прокладки колонных путей, планировки и расчистки площадок, уборки снега и других инженерных работ. В задней части машины монтируется рабочий орган (отвал), состоящий из двух половин. Половины отвала могут быть отклонены на угол до 10 град в обе стороны относительно вертикальной оси, что обеспечивает применение машины в различных качествах: при установке половин отвала в нейтральное положение (перпендикулярно продольной оси машины) ПКТ используется в качестве бульдозера, при перекосе половин отвала на угол 10 град, но в противоположных направлениях, машину используют как грейдер, в случае установки половин отвала на угол 10 град. в одном направлении автомобиль выполняет функции путепрокладчика. ПКТ способен в среднем прокладывать 4 км колонных путей в час, при отрыве котлованов его производительность составляет 70 кубометров отрываемого грунта в час. В состав дополнительного оборудования ПКТ входят лебедка с усилием 25 т, крановое устройство грузоподъемностью 2 т и вылетом стрелы 7,4 м и сцепное устройство.
Бульдозер - колесный тягач БКТ предназначен для механизации различных земляных работ и может выполнять планировку площадок, отрыв котлованов, засыпку траншей и тому подобные работы. Сцепное оборудование позволяет использовать машину для буксировки тяжелых прицепов. Рабочий орган БКТ - размещенный в передней части машины бульдозерный отвал.
Траншейная машина ТМК-2 оснащена роторным рабочим органом, размещенным в задней части автомобиля и предназначенным для отрыва траншей глубиной 1,5 м и шириной по дну 0,6 м. Машина способна отрывать до 800 м траншеи в час. Дополнительно ТМК-2 оборудована в передней части бульдозерным отвалом.
колесная формула | 4x4 |
габариты | 8760х3400х3180 мм |
колея | 2520 мм |
дорожный просвет | 480 мм |
скорость макс. | 45 км/ч |
скорость мин. | 0,92 км/ч |
запас хода | 760 км |
макс. тяговое усилие | 14 т |
ном. тяговое усилие | 12 т |
преодолеваемый
подъем |
20 град. |
удельное давление
на грунт |
0,78 кгс/см 2 |
двигатель | дизельный,
жидкостного охл. |
число цилиндров | 12 |
мощность | 375 л.с.
при 1650 об/мин |
экипаж | 2 чел. |
|
|