Тяжелое четырехосное самоходное шасси МАЗ-543 было создано на Минском автозаводе в шестидесятых годах с применением ряда узлов и агрегатов тягача МАЗ-537.
В передней части машины расположен дизельный двигатель Д12А-525, аналогичный устанавливаемому на МАЗ-537. Также в передней части машины, по обеим сторонам от двигателя смонтированы две двухместные кабины, изготовленные из неметаллического материала (полиэфирная смола, армированная стеклотканью). Такое компоновочное решение, а также выбор материала кабин, позволило получить автомобиль с низким расположением центра тяжести. Конструкция кабин обеспечивает термо-, звукоизоляцию и необходимую ударную прочность. Рабочие места членов экипажа оснащены внутренним переговорным устройством.
За кабинами экипажа расположен дополнительный моторный отсек.
Машина имеет автоматическую гидромеханическую трансмиссию, реализующую мостовую схему раздачи потока мощности и состоящую из блокируемого гидротрансформатора, трехступенчатой планетарной коробки перемены передач, раздаточной коробки и ведущих мостов. Требуемый для движения в заданных условиях диапазон изменения крутящих моментов обеспечивается переключением коробки перемены передач без разрыва мощности. Раздаточная коробка - двухскоростная с блокируемым межтележечным дифференциалом. В схему трансмиссии включена также система межосевых и межколесных дифференциалов, обеспечивающих оптимальное распределение крутящих моментов по колесам.
У МАЗ-543 четыре ведущих моста с односкатными колесами, оснащенными широкопрофильными шинами с протектором высокой проходимости. Машина оборудована системой централизованного регулирования давления воздуха в шинах. Подвеска всех колес - независимая торсионная. Колеса первой и второй осей - управляемые.
Шасси МАЗ-543 выпускалось в следующих основных модификациях:
МАЗ-543П - базовое шасси грузоподъемностью 19600 кг. Послужило основой для создания пусковых установок 9П117ракетного комплекса оперативно-тактического назначения 9К72 и 9П120 ракетного комплекса оперативно-тактическкого назначения 9К76 "Темп-С";
МАЗ-543А - шасси с увеличенной до 22000 кг грузоподъемностью. Повышение грузоподъемности было достигнуто путем увеличения монтажной площади за дополнительным моторным отсеком. На базе МАЗ-543А создан ряд специальных машин, в том числе транспортно-заряжающие машины РСЗО 9К58 "Смерч"; аэродромный пожарный автомобиль АА-70(7310), получивший распространение в некоторых частях авиации Вооруженных Сил;
МАЗ-543М - вариант шасси с существенно перекомпонованной передней частью - ряд узлов дополнительного моторного отсека был размещен на месте демонтированной правой кабины. Благодаря этому монтажная площадь за кабиной экипажа еще более увеличилась, соответственно выросла и грузоподъемность. МАЗ-543М служит базой значительного числа элементов разнообразных систем оружия. В их числе: пусковые установки, антенные посты и кабины управления зенитной ракетной системы С-300ПС/ПМ; пусковые установки 9А52-2 РСЗО 9К58 "Смерч"; пусковые установки ПКРК "Рубеж"; машины артиллерийского комплекса А-222 "Берег"; подвижные командные пункты ракетных комплексов "Пионер" и "Тополь"; подвижный командный пункт зенитно-ракетной бригады "Байкал".
На этой же базе построено значительное число машин подвижного тылового обеспечения, таких, как мобильные модули обеспечения боевого дежурства (МОБД) и другие.
На базе МАЗ-543 выпускался седельный тягач МАЗ-7410, работающий в сцепе с активным полуприцепом. Тягач оборудован двумя кабинами, аналогичными МАЗ-543П, седельно-сцепным устройством. Особенностью конструкции тягача является уменьшенная колесная база, полученная за счет уменьшения колесной базы задней тележки. МАЗ-7410 используется для буксировки антенного поста радиолокатора обнаружения зенитной ракетной системы С-300ПС/ПМ, а также топливозаправщиков большой емкости.
колесная формула | 8x8 |
грузоподъемность | 19600 кг |
снаряженная масса | 20500 кг |
полная масса | 40100 кг |
скорость | 60 км/ч |
запас хода | 1525 км |
габариты | 11675x3070x2920 мм |
колея | 2375 мм |
база | 7700 мм |
дорожный просвет | 400 мм |
двигатель | дизельный,
жидкостного охл. |
число цилиндров | 12 |
рабочий объем | 38800 см 3 |
мощность | 525 л.с.
при 2100 об/мин |
|
|