ВОЕННЫЕ  АВТОМОБИЛИ  СССР

 

Разработки 1988-1999 годов.

 
В последнее десятилетие большинство заводов отрасли изготовило длинный ряд новых образцов армейской автомобильной техники. Эти образцы прошли испытания, и большинство из них было рекомендовано к серийному производству. Однако, экономическая ситуация, сложившаяся в Российской Федерации в девяностые годы, наложила серьезные ограничения на возможности Вооруженных Сил приобретать новые образцы вооружения и военной техники и в частности, автомобильной техники. В связи с этим большинство новых образцов автомобилей до сих пор не поступило в войсковую эксплуатацию, а те из них, что используются сегодня в войсках, составляют пренебрежимо малую долю парка армейской автотехники.

Ниже приведен краткий обзор автомобилей, ориентированных на войсковое применение, созданных в период 1988-1999 годов.

Ульяновский автозавод построил в начале девяностых новый автомобиль повышенной проходимости класса джип УАЗ-3172, имеющий вместимость до 10 человек. Машина прошла испытания, но в настоящее время она серийно не производится.

Горьковский автозавод в девяностые годы представил две новые машины. Еще в конце восьмидесятых на испытания вышел  ГАЗ-3937 "Водник" - универсальное тактическое транспортное средство. Он оснащен двигателем мощностью 175 л.с., масса машины 5 т, грузоподъемность 1,5 - 2,5 т. В 1995 году появилась его модификация ГАЗ-39371 - бронированный автомобиль, вооруженный двумя пулеметами во вращающейся башне.

Другой новой разработкой ГАЗа стал "Садко" - грузовик  ГАЗ-33097 2,5-тонного класса, оснащенный кабиной от коммерческого грузовика ГАЗ-3309, трансмиссией, мостами и двигателем мощностью 157 л.с. с турбонаддувом, заимствованными у ГАЗ-66-40. Утверждается, что капотная компоновка нового полноприводного грузовика повышает выживаемость экипажа машины при наезде ее на мину.

Все эти машины также серийно не строятся.

На автозаводе им. Лихачева в 1994 году началось производство грузовика ЗиЛ-433420 и шасси ЗиЛ-433422 - машин, призванных заменить автомобиль ЗиЛ-131. Новый грузовик имеет грузоподъемность 3,75 т. Эта машина используется в войсках в крайне ограниченном количестве. В 1995 году ЗиЛ получил заказ на поставку в войска ста частично бронированных грузовых автомобилей, созданных на базе ЗиЛ-433420.

С использованием ряда узлов и агрегатов автомобилей ЗиЛ-5301 "Бычок" и ЗиЛ-131 в 1998 году был построен армейский автомобиль повышенной проходимости  ЗиЛ-432730.

В 1993 году на основе конструкции амфибии ЗиЛ-4906 был создан неплавающий автомобиль ЗиЛ-4975, оснащенный двигателем ЗиЛ-645 мощностью 185 л.с. В 1997 году появилась его модификация ЗиЛ-4975М2.

Среди новых разработок ЗиЛа следует отметить также и тяжелый трехосный седельный тягач ЗиЛ-443114.

Уральский автозавод в городе Миассе в 1991 году вывел на испытания новый грузовик повышенной проходимости  Урал-5323, оснащенный четырьмя ведущими осями и камазовской кабиной. Двигатель - дизельный ЯМЗ-238Б мощностью 300 л.с. Несколько позже появилась его модификация - седельный тягач Урал -5423. На базе Урал-5323 создан ряд опытных армейских специальных машин, в том числе самоходный ЗРК "Панцирь".

КамАЗ в 1991 году создал новую модификацию армейского трехосного грузовика грузоподъемностью 6 т -  КамАЗ-43114. Внешне похожая на своих предшественников, автомобили КамАЗ-4310 и КамАЗ-43101, новая машина получила более мощный двигатель (260 л.с.), а также широкопрофильные шины.

В 1995 году появился двухосный автомобиль  КамАЗ-4326 с колесной формулой 4x4 и грузоподъемностью 4 т. Он оборудовался двигателем мощностью 220 л.с. На базе этого грузовика создан опытный образец многоцелевого бронеавтомобиля  БПМ-97.

Тогда же, в 1995 году на основе конструкций КамАЗ-4326 и КамАЗ-43114 было построено семейство унифицированных полноприводных армейских грузовых машин "Мустанг". В него вошли три автомобиля: двухосный КамАЗ-4350 грузоподъемностью 4 т, трехосный КамАЗ-5350 (6 т) и четырехосный КамАЗ-6350 - его грузоподъемность составляет 12,5 т. В 1998 году семейство "Мустанг" было рекомендовано к серийному производству, но до настоящего времен заказов на эти машины Министерство обороны не разместило.

В Брянске к 1999 году было построено значительное число новых образцов армейских машин. Это БАЗ-6909 - четырехосное шасси грузоподъемностью 21 т и БАЗ-69091 - грузоподъемность этой машины 18 т. Трехосные машины представлены седельным тягачом БАЗ-6402 - он способен буксировать полуприцепы массой до 40 т и шасси БАЗ-69092 грузоподъемностью 13 т. Существуют также балластный тягач БАЗ-6306, способный буксировать прицепы массой до 50 т и многоосное (10x8) шасси БАЗ-79094, грузоподъемность которого составляет 29 т.

Все машины максимально унифицированы между собой. На них установлен V-образный восьмицилиндровый дизельный двигатель ЯМЗ-846 мощностью 450-500 л.с.

В армии эти машины в настоящее время не эксплуатируются.

Опытный образец армейского автомобиля МАЗ-6317 был построен Минским автозаводом на рубеже 70-х - 80-х годов. Это трехосный грузовик со всеми ведущими колесами, грузоподъемностью 11 т и кабиной, унифицированной с коммерческими минскими грузовиками. Он оснащен двигателем ЯМЗ-8421 мощностью 360 л.с. Позднее появился седельный тягач МАЗ-6425. На шасси МАЗ-6317 создана  пусковая установка РСЗО "Град". В 1999 году появился и двухосный (колесная формула 4х4) автомобиль МАЗ-531605. В российской армии этих машин также пока нет.

Курганский завод колесных тягачей выпускает с 1990 года новый седельный тягач КЗКТ-74281, предназначенный для замены автомобилей МАЗ-537, эксплуатирующихся с шестидесятых годов. На новом тягаче - более комфортабельная и просторная кабина, установлены дизельный двигатель ЯМЗ-64011 мощностью 650 л.с. и гидромеханическая трансмиссия. Машина может буксировать полуприцепы полной массой до 65 т, в том числе активные. Существует также его модификация КЗКТ-74282 - балластный тягач, способный буксировать прицепы полной массой до 75 т, а также самолеты со взлетной массой до 200 т.

Минский завод колесных тягачей (бывшее производство специальных автомобилей МАЗа, а с 1991 года - самостоятельное предприятие) приступило к выпуску ряда новых машин, среди которых шасси  МЗКТ-7930 - четырехосный автомобиль повышенной проходимости, который должен будет заменить в войсках машины семейства МАЗ-543. Он оснащен двигателем мощностью 500 л.с., его грузоподъемность 22 т, снаряженная масса 29,5 т. Также можно отметить и седельный тягач  МЗКТ-7414. Обе машины имеют новые кабины улучшенной комфортности.


 
 
 
 PREVIOUS